1.  «Мегапроект ТОП-50»

Было бы в корне неверно рассматривать вопросы создания межрегиональных центров компетенций в отрыве от всего комплекса мер по обеспечению подготовки кадров по наиболее востребованным и перспективным специальностям и рабочим профессиям в соответствии с международными стандартами и передовыми технологиями, предпринимаемых сегодня на федеральном и региональном уровнях.

За последние десять  лет система подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена претерпела наиболее кардинальные изменения. В рамках приоритетного национального проекта «Образование» в 2007 – 2010 годах была осуществлена комплексная и масштабная институциональная поддержка организаций начального и среднего профессионального образования в 64 субъектах Российской Федерации. В дальнейшем в 2011 – 2015 годах в рамках Федеральной целевой программы развития образования в 57 пилотных регионах были реализованы комплексные программы развития профессионального образования с использованием механизма государственной поддержки инновационных проектов на условиях софинансирования со стороны субъектов Российской Федерации и работодателей.

Реализация региональных программ обеспечила формирование новых элементов образовательной инфраструктуры подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена; с учетом требований новых образовательных стандартов разработаны новые программы обучения; на основе модернизации материально-технической базы образовательных учреждений получили развитие инновационные формы и технологии обучения; внедрены в практику новые экономические механизмы и процедуры управления образовательными организациями профессионального образования.

Преемственность государственной политики и последовательные меры государственной поддержки системы среднего профессионального образования позволили сохранить единое образовательное пространство в сфере среднего профессионального образования, сформировать точки роста и развития, а сформированный мощный задел в виде реальных результатов  реализации масштабных инфраструктурных проектов в сфере развития профобразования России является фундаментом, «становым хребтом» дальнейших преобразований.

На ближайшую перспективу главные приоритеты развития системы среднего профессионального образования были определены:

- «майскими» и последующими указами Президента Российской Федерации (1);

- Стратегией развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации 2013-2020 (2);

- Комплексом мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования, на 2015 - 2020 годы (3).

Овладение успешным региональным опытом модернизации системы среднего профессионального образования, в том числе вопросами проектирования и управления «ресурсопроводящими» образовательными сетями, проектирования образовательных программ на основе прогноза потребностей рынка труда в квалификациях и компетенциях, реализации практико-ориентированных методов обучения, трансляции опыта тренировок участников команд Ворлдскиллс в массовую практику,  развитие системы оценки качества подготовки кадров, должно стать основой для обеспечения в Российской Федерации подготовки кадров по наиболее востребованным и перспективным специальностям и рабочим профессиям в соответствии с международными стандартами и передовыми технологиями. Именно эта цель легла в основу проработки «Мегапроекта ТОП-50» - комплексного федерального проекта по обеспечению подготовки кадров по наиболее востребованным и перспективным специальностям и рабочим профессиям в соответствии с международными стандартами и передовыми технологиями.

Этот проект, запланированный к реализации в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы (ФЦПРО), направлен на реализацию основных приоритетов государственной политики в сфере среднего профессионального образования и обеспечивает решение трех основных задач путем реализации групп взаимосвязанных по срокам, ресурсам  и  результатам проектов.

Первая задача – обеспечить обновление содержания профессионального образования и внедрение в системе среднего профессионального образования современных методик и образовательных технологий.

В 2016-2017 г. будут разработаны и актуализированы федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования (ФГОС). Главный приоритет в этой работе – стандарты, входящие в список 50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования («ТОП-50») (4).

Главными источниками обновления ФГОС среднего профессионального образования станут:

- 800 профессиональных стандартов, разработанных Советами по профессиональным квалификациям и утвержденных Минтруда России;

- квалификационные требования,  методики подготовки, оценочные средства, требования к оснащению учебных мест Ворлдскиллс по 55 компетенциям.

Обновленные стандарты станут основой для разработки примерных образовательных программ по профессиям и специальностям среднего профессионального образования. После экспертизы и утверждения данные программы будут включены в федеральный реестр примерных образовательных программ.  Для обеспечения контроля качества подготовки студентов среднего профессионального образования, предстоит создать контрольно-измерительные материалы для государственной итоговой аттестации.

Важнейшее направление обновления системы среднего профессионального образования – укрепление связей образовательных организаций  с предприятиями, обеспечение «обратной связи» с работодателями. Достижению этой цели служит внедрение  и распространение  дуальной системы обучения. Эксперимент, проводимый под эгидой Агентства стратегических инициатив и Минобрнауки России, охватывает 13 регионов, 105 учебных заведений и более 1000 предприятий. В результате будут отработаны модели практико-ориентированной подготовки рабочих кадров, когда предприятия непосредственно включены в образовательный процесс и в значительной степени его финансируют.

В целом реализация ТОП-50 потребует внедрения современных образовательных технологий, апробированных в отечественной практике и за рубежом:

  • практико-ориентированные методы обучения (дуальное обучение) и связанные с ними инфраструктурные и технологические решения;
  • модульно-кредитная система обучения;
  • сетевые и дистанционные (электронные) формы обучения;
  • трансляция опыта тренировок команд Ворлдскиллс в массовую практику подготовки кадров по ТОП-50 через сетевое взаимодействие с межрегиональными центрами компетенций, создаваемыми в рамках ФЦПРО, с базовым центром профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификаций рабочих кадров Минтруда России
  • реализация профессиональными образовательными организациями права проведения демонстрационного экзамена в соответствии с требованиями Ворлдскиллс.

В сфере подготовки квалифицированных рабочих кадров одним из действенных механизмов распространения и унификации требований к квалификациям и умениям является международное движение Ворлдскиллс, организованное в целях повышения престижа рабочих профессий и развития профессионального образования путем гармонизации лучших практик и стандартов обучения посредством организации и проведения конкурсов профессионального мастерства.

По сути, достаточно высокие и инновационные требования по квалификациям и умениям  Ворлдскиллс – это надстройки к квалификациям массовой практики. Это особенно проявляется в наукоемких квалификациях – в мехатронике, робототехнике, программировании CAD, работе на станках с ЧПУ, сварочных технологиях и др. Для подготовки кадров по ним потребуется более гибкая, более продуманная связь с работодателями, которые должны быть не только потребителями кадров, но и непосредственными соучастниками обучения, материально технического обеспечения процесса подготовки.

Таким образом, в рамках «федерального компонента» Задачи 1 будут реализованы проекты по формированию  образовательных стандартов  и примерных программ:

  • актуализация и утверждение ФГОС среднего профессионального образования по 50 наиболее востребованным и перспективным профессиям и специальностям с учетом требований профессиональных стандартов;
  • формирование макета примерных основных образовательных программ по ТОП-50;
  • разработка примерных основных образовательных программ среднего профессионального образования по ТОП-50, разработанных на основе практико-ориентированных моделей обучения и их одобрение федеральным учебно-методическим объединением;
  • размещение примерных основных образовательных программ среднего профессионального образования в реестре примерных основных образовательных программ (2016-2017).

Принципиально новым решением по трансляции международных технологий обучения и оценки, требований к квалификациям и умениям Ворлдскиллс в массовую практику подготовки кадров по наиболее востребованным и перспективным специальностям и рабочим профессиям является создание и обеспечение деятельности межрегиональных центров компетенций.

Поэтому в рамках федерального компонента и ФЦПРО по мероприятию 1.2 «Разработка и распространение в системах среднего профессионального и высшего образования новых образовательных технологий, форм организации образовательного процесса» в 2016-2017 годах будет осуществлена государственная поддержка реализации региональных программ развития СПО, которая будет фокусироваться на создании и обеспечении деятельности межрегиональных центров компетенций (МЦК).

В 2015 и 2016 годах Минобрнауки России были проведены два тура конкурсного отбора на софинансирование мероприятий государственных программ субъектов Российской Федерации в целях предоставления в 2016 и 2017 годах из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий на финансовое обеспечение мероприятий ФЦПРО. По итогам конкурса 2015 года было определено 6 победителей - Свердловская область (МЦК в области промышленных и инженерных технологий (специализация «Машиностроение, управление сложными техническими системами, обработка материалов»)), Республика Татарстан (МЦК в области  информационных и коммуникационных технологий), Московская область (МЦК в области строительства), Ульяновская область (МЦК в области обслуживания транспорта и логистики), Тюменская область (МЦК в области искусства, дизайна и сферы услуг), Республика Чувашия (МЦК в области промышленных и инженерных технологий (специализация «Автоматизация, радиотехника и электроника»)). В 2016 году к ним присоединился Хабаровский край (МЦК в области промышленных и инженерных технологий (специализация «Машиностроение, управление сложными техническими системами, обработка материалов»)).

Одной из задач созданных МЦК - обеспечить практическую апробацию всех вновь создаваемых стандартов, программ, контрольно-измерительных материалов. В их функционал входит экспериментальная апробация новых федеральных государственных образовательных стандартов, программ, модулей, методик и технологий подготовки кадров по перечню профессий ТОП-50, разработка предложений для актуализации ФГОС, а также разработка механизмов трансляции лучших практик  подготовки по программам СПО и профессионального обучения по перечню профессий ТОП-50.

Еще одна важная миссия МЦК – подготовка национальной сборной (включая кандидатов в сборную, конкурсантов, экспертов, тренеров, технических администраторов) и команд других субъектов Российской Федерации к участию в национальных и международных конкурсах профессионального мастерства  Ворлдскиллс.

Таким образом, «федеральным компонентом» Задачи 1 мегапроекта предусмотрено:

  • создание МЦК, формирование в их структуре учебных и тренировочных центров;
  • создание координационного совета Минобрнауки России (с участием Минтруда России / Минпромторга России / Минэкономразвития России, АСИ /Союза Ворлдскиллс Россия, Совета при Президенте Российской Федерации по квалификациям, субъектов Российской Федерации, работодателей (государственных корпораций, отраслевых советов)) по вопросу о подготовке рабочих кадров для социально-экономического развития регионов;
  • проведение планово-аналитической сессии по вопросам о подготовке рабочих кадров по профессиям и специальностям ТОП-50;
  • экспериментальная апробация новых федеральных государственных образовательных стандартов,программ, модулей, методик и технологий подготовки кадров по перечню профессий ТОП-50;
  • подготовка экспертов из числа преподавателей и мастеров производственного обучения системы среднего профессионального образования;
  • разработка оценочных средств, структуры, методики расчета и применения контрольно-измерительных материалов для ГИА, включая требования к демонстрационному экзамену;
  • организация и проведение региональных, национальных и отраслевых чемпионатов профессионального мастерства, всероссийских олимпиад и конкурсов по ТОП-50.

Еще один ориентир системы среднего профессионального образования – обеспечение доступности для лиц с особыми потребностями. Все нормативно-правовые предпосылки для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов по программам среднего профессионального образования уже созданы.

Основное инфраструктурное решение для решения этой задачи - создание сети базовых профессиональных образовательных организаций в рамках государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 - 2020 годы, утвержденной  постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2015 г. № 1297, в период на 2016-2020 годы. Всего будет создано 85 базовых профессиональных образовательных организаций во всех субъектах Российской Федерации.

Вторая задача – обеспечить создание условий для распространения в системе среднего профессионального образования лучших практик и  разработок

Основным механизмами масштабирования тех разработок, которые будут осуществлены на базе МЦК и в рамках экспериментов по внедрению дуальной системы обучения, станут:

  • создание 42-х федеральных учебно-методических объединений в системе среднего профессионального образования. Их цель – методически и организационно приблизить образовательные инновации к основной массе профессиональных образовательных организаций, добиться их внедрения в повседневную практику учебного процесса;
  • масштабное повышение квалификации преподавателей и мастеров производственного обучения, организация их стажировок на предприятиях, знакомство с реалиями современного высокотехнологичного производства, освоение современных образовательных технологий;
  • формирование новой генерации менеджеров профессионального образования – отбор и обучение 100 директоров колледжей, реализующих современные бизнес-модели управления образовательными организациями.

В рамках «федерального компонента» Задачи 2 планируется реализовать проекты, предусматривающие:

  • разработку программ магистратуры по направлению подготовки «Профессиональное обучение» для директоров и заместителей директоровпрофессиональных образовательных организаций, осуществляющих подготовку кадров по ТОП-50;
  • организацию дополнительного профессионального образования педагогических работников профессиональных образовательных организаций, осуществляющих подготовку по ТОП-50;
  • повышение квалификации руководителей профессиональных образовательных организаций в межрегиональных центрах компетенций по программам в сфере кредитно-финансовой системы (в том числе касающиеся практик по условиям заключения и исполнения договора финансовой аренды (лизинга);
  • издание специальной учебной литературы по дисциплине «Иностранный язык» (учебников, словарей, брошюр) дляподготовки обучающихся по ТОП-50 по профессиональной направленности.

На федеральном уровне в рамках ФЦПРО для поддержки реализации регионального компонента будут реализованы в 2016-2017 годах:

  • проект «Педагогические кадры для среднего профессионального образования»;
  • проект «Управленческие кадры для среднего профессионального образования».

Важная роль в механизмах каскадной трансляции программ и технологий подготовки кадров по ТОП-50 в массовую практику системы среднего профессионального образования России отводится МЦК через организацию сетевого взаимодействия с ведущими колледжами России.

Поэтому на региональном уровне будет реализовываться стратегия опоры на «ведущие» профессиональные образовательные организации (в том числе ресурсные центры), владеющие мощными образовательными ресурсами (материально-техническими, кадровыми, методическими, информационными, социальными (система связей с партнерами)), необходимыми для обеспечения подготовки кадров по ТОП-50 на международном уровне качества.

Статус «ведущего» колледжа (техникума) будет присваиваться лидирующим в региональных системах среднего профессионального образования профессиональным образовательным организациям,  функционирующим на принципах государственно-частного партнерства и в условиях сетевого взаимодействия, основной целью деятельности которых  является обеспечение лидерства на региональных рынках подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена по ТОП-50, а также по иным значимым профессиям и специальностям, отражающим региональную специфику.

В каждом субъекте Российской Федерации в качестве ведущего колледжа всегда выступает, как минимум, один бенефициар масштабных проектов и программ международного, федерального, регионального и корпоративного уровней. По скромным оценкам для профилей ТОП-50 сегодня потенциальными ведущими колледжами могут стать более 300 региональных профессиональных образовательных организаций России.

Задачами и отличительными  функциями ведущего колледжа являются:

1)        обеспечение массовой подготовки кадров по определенным (отраслевым) группам профессий и специальностей, входящих в перечень ТОП-50, в соответствии с международными стандартами и передовыми технологиями;

2)          изучение лучших практик подготовки по профессиям и специальностям, входящим в  ТОП-50, взаимодействие с МЦК по  трансферу программ и технологий подготовки кадров по ТОП-50, разработка и реализация на этой основе новых образовательных программ, модулей, методик и технологий, их трансляция в региональную систему среднего профессионального образования;

3)        сервисные сетевые функции в части обеспечения подготовки кадров по профессиям и специальностям, входящим в направление (область)  ТОП-50:

  • управляющие функции «узлового элемента» сети профильных региональныхпрофессиональных образовательных организаций - координация деятельности;
  • ресурсные функции -концентрация образовательных ресурсов, создание общей (сетевой) ресурсной базы, инфраструктуры, баз практик (стажировок), предоставление коллективного доступа профильных профессиональных образовательных организаций к ресурсам;
  • информационно-методические функции – создание сетевых сервисов, осуществление методической и консультационной поддержки, образовательной деятельности по программам повышения квалификации руководящих и педагогических работников профильных профессиональных образовательных организаций;
  • сетевые образовательные функции: координация разработки и реализации сетевых образовательных программ;
  • ресурсное обеспечение процедур независимой оценки квалификаций по ТОП-50.

Третья задача – создать инструмент управления проводимыми изменениями -  систему мониторинга качества среднего профессионального образования и сформировать саму систему оценки качества подготовки рабочих кадров в Российской Федерации.

Формирование мониторинговых механизмов – важнейшее направление развития системы среднего профессионального образования.  Основными критериями качества подготовки кадров в субъектах Российской Федерации станут результаты участия региональных и отраслевых команд в национальных чемпионатах профессионального мастерства, в том числе в национальном чемпионате "Ворлдскиллс Россия".

Кроме того, в рамках создания системы оценки профессиональных квалификаций будет формироваться региональный сегмент системы независимой  оценки квалификации.

Для целей управления процессами модернизации российской системы  среднего профессионального образования и профессиональной подготовки для достижения установленных целевых индикаторов и показателей эффективности реализации планируемых институциональных преобразований, в рамках мегапроекта выдвигается задача разработки системы мониторинга качества подготовки кадров, обеспечивающей сбор и анализ независимой, объективной и сопоставимой информации.

Объектами мониторинга должны стать: образовательные достижения обучающихся, квалификация выпускников, условия и процессы образовательной деятельности, обеспечивающие устойчивые высокие результаты («Гарантии качества»).

Система показателей мониторинга предусматривает два направления: «Качество результатов» (включая поднаправления «Качество освоения образовательных программ» и «Востребованность выпускников на рынке труда») и  «Качество условий». По первому направлению должны оцениваться:

  • результаты участия в чемпионатах профмастерства, национальном чемпионатеВорлдскиллс Россия, результаты государственной итоговой аттестации (демонстрационный экзамен) на основе стандартов World skills International. Источник независимой информации -электронная система Ворлдскилс Россия «Сompetition Information system»;
  • результаты участия в процедуре независимой оценки квалификаций. Источник независимой информации -реестр системы независимой оценки квалификаций Минтруда России;
  • занятость выпускников образовательных программ среднего профессионального образования. Источник независимой информации -данные Пенсионного фонда России, размещенные по запросам в Федеральныйреестр документов в образовании (ФРДО).

По второму направлению оцениваются группы показателей «Образовательная деятельность», «Инфраструктура», «Финансово-экономическая деятельность» и «Кадровый состав». Источник информации -  данные федерального статистического наблюдения.

Таким образом, в рамках «федерального компонента» Задачи 3 будут реализованы проекты в части мониторинга системы среднего профессионального образования:

  • проведение пилотного мониторинга качества среднего профессионального образования;
  • проведение ежегодного мониторинга качества среднего профессионального образования.

 

2.  Конструкция межрегионального центра компетенций и решаемые задачи

В конкурсной документации ФЦПРО по мероприятию 1.2 «Разработка и распространение в системах среднего профессионального и высшего образования новых образовательных технологий, форм организации образовательного процесса» МЦК позиционируется буквально в качестве формируемого нового института системы среднего профессионального образования России. И это действительно так. В документации под МЦК понимается профессиональная образовательная организация, созданная в форме автономного учреждения, действующая на принципах государственно-частного партнерства с целью обеспечения лидерства в подготовке кадров по ТОП-50.

Помимо основных, определенных законодательством, функций профессиональной образовательной организации – лидера массовой подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена в региональной системе профобразования, выделяются следующие отличительные функции МЦК:

  • изучение отечественных и зарубежных тенденций иотбор лучших практик подготовки по программам среднего профессионального образования и профессионального обучения;
  • организация разработки новых программ, модулей, методик и технологий подготовки кадров по перечню профессий ТОП-50;
  • экспериментальная апробация новых ФГОС, программ, модулей, методик и технологий подготовки кадров по перечню профессий ТОП-50 и разработка предложений для актуализации ФГОС;
  • разработка и реализация механизмов трансляции лучших практикподготовки по программам среднего профессионального образования и профессионального обучения по перечню профессий ТОП-50;
  • предоставление площадей, коммуникаций и оборудования для подготовки национальной сборной (включая кандидатов в сборную, конкурсантов, экспертов, тренеров, технических администраторов площадки) и команд других субъектов Российской Федерации (конкурсантов, экспертов, тренеров) к участию в национальных и международных конкурсах профессионального мастерства  Ворлдскиллс;
  • предоставление оборудования для проведения конкурсов профессионального мастерстваВорлдскиллс (регионального и национального уровня);
  • осуществление образовательной деятельности по программам повышения квалификации руководящих и педагогических работников профессиональных образовательных организаций по вопросам подготовки кадров по профессиям ТОП-50 и компетенциям Ворлдскиллс.

Из этого следует, что важными сетевыми задачами МЦК являются:

  • разработка рекомендаций для системы среднего профессионального образования по реализации образовательных программ по перечню профессий ТОП-50 (методика, технологии, оценочные инструменты и процедуры, индивидуальные траектории обучения и т.д.);
  • повышение квалификации руководящих и педагогических работников системы среднего профессионального образования по вопросам реализации программ подготовки по перечню профессий ТОП-50: методики, технологии, оценочные инструменты и процедуры, индивидуальные траекториии т.д.;
  • формирование банка образовательных программ и программ профессиональных модулей по перечню профессий ТОП-50;
  • оказание методической поддержкируководителям и педагогическим работникам профессиональных образовательных организаций по вопросам подготовки кадров по перечню профессий ТОП-50;
  • организация обмена опытом образовательных организаций по вопросам подготовки кадров по перечню профессий ТОП-50.

Таким образом, выполняя федеральные задачи по отработке и трансферу «прорывных» программ и технологий, МЦК становится ключевым узлом-коммуникатором,  инновационным «хабом» системы  среднего профессионального образования России.

В документации определена единственная организационно-правовая форма МЦК - автономное учреждение. В этом случае регулирование вопросов участия представителей работодателей в составе Наблюдательного совета МЦК, в целях обеспечения выполнения принципа государственно-частного партнерства в управлении МЦК, осуществляется на основе Федерального закона «Об автономных учреждениях» (5) .

Согласно документации в состав учреждаемого Наблюдательного совета МЦК включаются представители ведущих предприятий-партнеров по направлению деятельности  МЦК, представители Минобрнауки России, государственных органов власти субъекта Российской Федерации, Союза Ворлдскиллс Россия, АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов», иных заинтересованных организаций. В соответствии с пунктом 4 статьи 10 указанного закона перечисленные члены совета относятся к категории представителей общественности, в том числе лиц, имеющих заслуги и достижения в соответствующей сфере деятельности.

Необходимо отметить, что закон устанавливает рамку деятельности Наблюдательного совета, но не ограничивает регулирование его управленческих полномочий, относимое к компетенциям региональных законодательных органов и государственных органов управления.

Так к компетенциям Наблюдательного совета МЦК (согласно статьи 11 указанного закона) относится:

1) рассмотрение с последующей выдачей рекомендаций:

предложений учредителя или руководителя МЦК о внесении изменений в устав;

предложений учредителя или руководителя МЦК о создании и ликвидации филиалов автономного учреждения, об открытии и о закрытии его представительств;

предложений учредителя или руководителя МЦК о реорганизации автономного учреждения или о его ликвидации;

предложений учредителя или руководителя МЦК об изъятии имущества, закрепленного за автономным учреждением на праве оперативного управления;

предложений руководителя МЦК о совершении сделок по распоряжению имуществом, которым автономное учреждение не вправе распоряжаться самостоятельно;

2) рассмотрение с последующей выдачей заключений:

предложений руководителя МЦК об участии автономного учреждения в других юридических лицах, в том числе о внесении денежных средств и иного имущества в уставный (складочный) капитал других юридических лиц или передаче такого имущества иным образом другим юридическим лицам, в качестве учредителя или участника;

проекта плана финансово-хозяйственной деятельности МЦК;

предложений руководителя МЦК о выборе кредитных организаций, в которых автономное учреждение может открыть банковские счета;

3) рассмотрение с последующим утверждением:

по представлению руководителя МЦК проектов отчетов о деятельности автономного учреждения и об использовании его имущества, об исполнении плана его финансово-хозяйственной деятельности, годовой бухгалтерской отчетности;

4) рассмотрение с последующим принятием решений, обязательным для руководителя МЦК:

предложений руководителя МЦК о совершении крупных сделок;

предложений руководителя МЦК о совершении сделок, в совершении которых имеется заинтересованность;

вопросов проведения аудита годовой бухгалтерской отчетности МЦК и утверждения аудиторской организации.

В соответствии с конкурсной документацией учредитель МЦК должен обеспечить проведение конкурсного отбора кандидатов на должность руководителя МЦК, а также  руководящих и педагогических работников в целях комплектования кадров.  В состав конкурсной комиссии включаются представители ведущих предприятий-партнеров по направлению деятельности МЦК, представители Минобрнауки России, государственных органов власти субъекта Российской Федерации, АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов», Союза Ворлдскиллс Россия, иных заинтересованных организаций.

Это, безусловно, влечет за собой необходимость доработки региональной нормативной правовой базы и, соответственно, устава автономного учреждения и положения о Наблюдательном совете МЦК в части расширения полномочий Наблюдательного совета МЦК внесением, в том числе, полномочий по конкурсному отбору (с последующей выдачей рекомендаций/заключений для учредителя) кандидатов на должность руководителя, руководящих и педагогических работников, в целях комплектования кадров МЦК, для повышения эффективности решений возлагаемых на него задач.

Здесь очевидна также необходимость нормативно расширить и конкретизировать круг вопросов, управленческие решения по которым будут приниматься через процедуры рассмотрения на Наблюдательном совете МЦК, например:

разработка стратегии развития МЦК, включая определение объема и структуры подготовки кадров;
формирование и реализация механизмов, позволяющих отслеживать изменение конъюнктуры рынка труда и требований работодателей, учитывать потребности и нужды предприятий и организаций при реализации действующих и открытии новых образовательных программ;
принятие решений по вопросам совместной с представителями работодателей разработки практико-ориентированных образовательных программ и модулей, проведения экспертизы и согласования учебных планов и программ с предприятиями-работодателями, проведения промежуточной и итоговой аттестации обучающихся МЦК в процедурах демонстрационного экзамена Ворлдскиллс, а также на основе реальных заданий предприятий и организаций;   
принятие решений по вопросам создания учебных рабочих мест на предприятиях и назначения мастеров-наставников из числа лучших работников предприятий;
принятие решений по вопросам организации учебно-производственной практики на базе предприятий-партнеров, в том числе в составе комплексных производственных бригад, обеспечения участия обучающихся  в реализации технологических процессов реального производства;

принятие решений по вопросам привлечения специалистов-практиков – представителей партнерских предприятий к  разработке и актуализации образовательных программ,  к разработке и обсуждению предполагаемых результатов обучения; к оценке фактических результатов обучения, к пересмотру и актуализации содержания программ производственных практик, к непосредственной преподавательской деятельности в учебном процессе;

принятие совместных с работодателями решений по обновлению и развитию образовательных ресурсов, проведению совместных научно-практических конференций и обучающих семинаров, повышению квалификации работников МЦК и проведению переподготовки и целевой подготовки специалистов для предприятий и организаций работодателей-партнеров, по созданию совместных инновационных центров и «корпоративных» кафедр, по формированию материально-технической и методической базы для независимой оценки квалификации работников предприятий и выпускников;

принятие решений по вопросам создания условий формирования у обучающихся требуемых работодателями  soft skills («мягких навыков» -  умение работать в команде, обучаться на рабочем месте, управлять карьерой, формировать лидерские качества, развивать коммуникационные  способности и т.д.).

Согласно документации субъект Российской Федерации, в рамках своих компетенций, обеспечивает  установление региональных преференций (повышенных нормативов оплаты труда персонала МЦК и иных), направленных на обеспечение выполнения МЦК возлагаемых на него функций.

Для реализации функций МЦК в структуре профессиональной образовательной организации создаются  новые подразделения:

1. Тренировочный полигон - структурная единица МЦК, обеспечивающая создание условий (площади, коммуникации, оборудование) для подготовки национальной (включая кандидатов в сборную, конкурсантов, экспертов, тренеров, технических администраторов площадки) и команд других субъектов Российской Федерации (конкурсантов, экспертов, тренеров) к участию в национальных и международных конкурсах профессионального мастерства  Ворлдскиллс.

Между МЦК, субъектом Российской Федерации и Союзом Ворлдскиллс Россия заключаются четырехлетние договоры, предусматривающие в том числе:

1) в части обязательств МЦК:

- материально-техническое оснащение Тренировочного полигона в соответствии с требованиями Союза Ворлдскиллс Россия  из расчета не менее 2-х рабочих постов на одну компетенцию Ворлдскиллс;

- предоставление Союзу Ворлдскиллс Россия в безвозмездное пользование Тренировочного полигона;

- создание условий для участия представителей Союза Ворлдскиллс Россия в управлении МЦК (включение представителей Союза Ворлдскиллс Россия в состав Наблюдательного совета);

- заключение договоров с тренерами и экспертами Ворлдскиллс на участие в разработке образовательных программ  по  перечню профессий ТОП-50;

2) в части обязательств Союза Ворлдскиллс Россия:

- участие представителей Союза Ворлдскиллс Россия в управлении МЦК (вхождение представителей Союза Ворлдскиллс Россия в состав Наблюдательного совета);

-  определение требований к оснащению Тренировочного полигона МЦК;

- создание условий для изучения специалистами МЦК опыта подготовки команд  в соответствии с требованиями Ворлдскиллс;

- создание условий для  участия тренеров и экспертов Ворлдскиллс в работе соответствующих подразделений МЦК по адаптации методик и технологий тренировки национальной сборной для целей разработки и апробации новых программ и технологий подготовки кадров по перечню профессий ТОП-50;

- передача методик и технологий подготовки национальной сборной для разработки образовательных программ и технологий обучения по перечню профессий ТОП-50;

- надлежащая эксплуатация Тренировочного полигона в ходе подготовки национальной сборной (включая кандидатов в сборную, конкурсантов, экспертов, тренеров, технических администраторов площадки) и команд других субъектов Российской Федерации (конкурсантов, экспертов, тренеров) к участию в национальных и международных конкурсах профессионального мастерства  Ворлдскиллс.

Кроме того, субъект Российской Федерации должен обеспечить качественные условия проживания кандидатов в сборную, конкурсантов, экспертов, тренеров, технических администраторов площадки) и команд (конкурсантов, экспертов, тренеров) других субъектов Российской Федерации (достаточное количество территориально доступных мест проживания уровня не менее «трех звезд»).

2. Еще одно особое структурное подразделение МЦК -  учебный центр. Это структурная единица МЦК, на базе которой ведется разработка и апробация экспериментальных образовательных программ подготовки по перечню профессий ТОП-50, а также распространение успешного опыта.

Учебный центр:

  • организует разработку и апробацию экспериментальных образовательных программ по перечню профессий ТОП-50. Апробация проходит в не менее 2-х группах обучающихся численностью 15 человек каждая по каждой профессии/специальности среднего профессионального образования из перечню профессий ТОП-50, входящих в соответствующую область, при участии профильных специалистов Союза Ворлдскиллс Россия,партнерских организаций (предприятия, вузы и т.д.);
  • анализирует ход и результаты апробации экспериментальных образовательных программ с целью разработки рекомендаций для системы среднего профессионального образования;
  • разрабатывает рекомендации для системы среднего профессионального образования по реализации образовательных программ по перечню профессий ТОП-50 (методика, технологии, оценочные инструменты и процедуры, индивидуальные траектории обучения и т.д.);
  • осуществляет повышение квалификации руководящих и педагогических работников системы среднего профессионального образования по вопросам реализации программ подготовки по перечню профессий ТОП-50: методика, технологии, оценочные инструменты и процедуры, индивидуальные траекториии т.д.;
  • формирует банк образовательных программ и программ профессиональных модулей по перечню профессий ТОП-50.
  • оказывает методическую поддержкуруководителям и педагогическим работникам профессиональных образовательных организаций по вопросам подготовки кадров по перечню профессий ТОП-50;
  • организует обмен опытом образовательных организаций по вопросам подготовки кадров по перечню профессий ТОП-50.

Создаваемым в рамках ФЦПРО по мероприятию 1.2 «Разработка и распространение в системах среднего профессионального и высшего образования новых образовательных технологий, форм организации образовательного процесса» семи МЦК предстоит в 2016-2017 годах выполнить очень непростой ряд задач, и для их достижения реализовать комплекс взаимосвязанных мероприятий, в течение заданного ограниченного периода времени и при установленном бюджете и с четко определенными целями.

Во-первых, необходимо создать «с нуля» организационно-правовое обеспечение МЦК.

  Комплекс мероприятий:

  • перевод организации в автономное учреждение;
  • заключение соглашения/договора между МЦК, Субъектом РФ и Союзом «Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров «Ворлдскиллс» о взаимодействии и договора между МЦКи СВР по использованию Тренировочного полигона;
  • разработка механизма финансирования для обеспечения региональных преференций, в рамках полномочий субъекта(повышенные нормативы оплаты труда персонала МЦК и иное), направленных на обеспечение выполнения МЦК возлагаемых на него функций;
  • лицензирование образовательной деятельности по направлениям, входящим в область подготовки МЦК.

Во-вторых, необходимо обеспечить МЦК квалифицированными кадрами.

  Комплекс мероприятий:

  • проведение конкурсного отбора кандидатов на должность руководителя и иных руководящих работников МЦК;
  • формирование состава Наблюдательного совета МЦК;
  • разработка системыоплаты труда сотрудников и преподавателей МЦК;
  • повышение квалификации педагогических работников МЦК (преподавателей, мастеров производственного обучения) для участия в апробации экспериментальных программпопрофессиям /специальностям среднего профессионального образования,в соответствии с перечнем ТОП-50 входящим вобласть подготовки МЦК, в том числе за рубежом и с приглашением зарубежных экспертов;
  • организация подготовкипедагогических работниковМЦК (преподавателей, мастеров производственного обучения)с целью обучения работе на новом оборудовании (в том числе организация стажировок на предприятиях в России и за рубежом);
  • организация повышения квалификациипедагогических работниковМЦК (преподавателей, мастеров производственного обучения)с целью внедрения перспективных образовательных технологий, в том числе за рубежом и с приглашением зарубежных экспертов;
  • организация подготовкипреподавателей и мастеров производственного обученияМЦК как экспертов и тренеровВорлдскиллс;
  • организация участия преподавателей и мастеров производственного обученияМЦК в качествеэкспертовна чемпионатах Воорлдскиллс.

В-третьих, необходимо создать инфраструктуру МЦК, в том числе создать и оснастить новые структурные подразделения с учетом очередности (приоритетности) запуска работ по  отдельным профессиям из числа ТОП- 50 / компетенциям Ворлдскиллс, входящим в область подготовки МЦК.

  Комплекс мероприятий:

  • создание и оснащение Учебного центра для подготовки по профессиям /специальностям в соответствии с перечнем ТОП-50, в том числе:
  • разработка и согласование спецификаций на закупку оборудованиядля оснащения Учебного центра для подготовки по профессиям /специальностям,  в соответствии с перечнем ТОП-50 входящим в  область подготовки МЦК (из расчета  группа 15 человек по  каждой профессии /специальности);
  • ремонт /модернизация помещений Учебного центра;
  • закупка оборудования для оснащения Учебного центра;
  • организация рабочих мест для подготовки по профессиям /специальностям, в соответствии с перечнем ТОП-50 входящим вобласть подготовки МЦК (из расчетагруппа 15 человек покаждой профессии /специальности);
  • закупка программного обеспечения для работы Учебного центра;
  • обеспечение Учебного центра расходными материалами, инструментом;
  • разработка и согласование спецификаций на закупку оборудования  для Тренировочного полигона по спецификациям Союза Ворлдскиллс Россия из расчета не менее 2-х рабочих постов на одну компетенцию Ворлдскиллс;
  • ремонт /модернизация помещений Тренировочного полигона;
  • закупка оборудования для Тренировочного полигона в соответствии с требованиями Союза Ворлдскиллс Россия;
  • организация рабочих мест на Тренировочном полигоне в соответствии с требованиями Союза Ворлдскиллс Россия;
  • обеспечение Тренировочного полигона расходными материалами, инструментом;
  • обеспечение размещения кандидатов в члены сборной;
  • обеспечение размещенияэкспертов,тренеров Союза Ворлдскиллс Россия;
  • обеспечениеразмещенияприбывающих в Учебный центр, в том числе:
  • обеспечениеразмещенияобучающихсяв Учебном центре, пребывающих из других субъектов Российской Федерации;
  • обеспечениеразмещения преподавателей МЦК, привлекаемых из других субъектов Российской Федерации для работы в Учебном центре.
  • в целях информационной поддержки проекта,обеспечения трансфера программ и технологий - создание и поддержание работы Интернет-сайта МЦК с системой авторизации, контентом и функционалом для обсуждения материалов, доступной базой экспериментальных программ, оценочных средств и методических материалов.

В-четвертых, необходимо поэтапно осуществить разработку экспериментальных  образовательных программ, технологий, форм организации образовательного процесса по профессиям /специальностям среднего профессионального образования в соответствии с перечнем ТОП-50, входящим в  область подготовки МЦК.

  Комплекс мероприятий:

  • заключение договоров с тренерами и экспертами Ворлдскиллс на участие в разработке экспериментальных образовательных программ (основных образовательных программ и/ или программ профессионального обучения)по профессиям /специальностям,в соответствии с перечнем ТОП-50 входящим вобласть подготовки МЦК;
  • изучение отечественных и зарубежных тенденций и отбор лучших практик подготовки по программам среднего профессионального образования и профессионального обучения;
  • разработка предложений для актуализации ФГОС по профессиям /специальностям среднего профессионального образования,  в соответствии с перечнем ТОП-50 входящим в  область подготовки МЦК;
  • разработка экспериментальных образовательных программ (основных образовательных программ и/или программ профессионального обучения), модулей, методик и технологий подготовки кадров попрофессиям /специальностям среднего профессионального образования,в соответствии с перечнем ТОП-50 входящим вобласть подготовки МЦК;
  • доработка по результатам экспертизы экспериментальных образовательных программ (основных образовательных программ и/ или программ профессионального обучения) попрофессиям /специальностям среднего профессионального образования,в соответствии с перечнем ТОП-50 входящим вобласть подготовки МЦК;
  • разработка учебно-методических комплексов экспериментальных образовательных программ (основных образовательных программ и/или программ профессионального обучения) попрофессиям /специальностям среднего профессионального образования, в соответствии с перечнем ТОП-50 входящим вобласть подготовки МЦК;
  • разработка заданий для проведения итогового демонстрационного экзамена попрофессиям /специальностям среднего профессионального образования в соответствии с перечнем ТОП-50;
  • разработка контрольно-измерительных материалов для текущей, промежуточной аттестации обучающихся попрофессиям /специальностям среднего профессионального образования, в соответствии с перечнем ТОП-50 входящим вобласть подготовки МЦК.

В-пятых, необходимо организовать и поэтапно провести апробацию экспериментальных образовательных программ (основных образовательных программ и/или программ профессионального обучения), модулей, методик и технологий подготовки кадров по  профессиям /специальностям среднего профессионального образования,  в соответствии с перечнем ТОП-50 входящим в  область подготовки МЦК.

  Комплекс мероприятий:

  • омплектование  групп для проведения апробации экспериментальных образовательных программ (основных образовательных программ и/или программ профессионального обучения) по каждой  профессии /специальности среднего профессионального образования,  в соответствии с перечнем ТОП-50 входящей в  область подготовки МЦК;
  • апробация экспериментальных образовательных программ (основных образовательных программ и/или программ профессионального обучения) по каждойпрофессии /специальности ,в соответствии с перечнем ТОП-50 входящей вобласть подготовки МЦК (не менее 2-х групп по каждой программе);
  • апробация учебно- методических комплексов к экспериментальным образовательным программам по каждой  профессии /специальности среднего профессионального образования,  в соответствии с перечнем ТОП-50 входящей в  область подготовки МЦК;
  • апробация контрольно-измерительных материалов для текущей и промежуточной аттестации обучающихся;
  • аобеспечение мест проведения практических занятий / стажировок (заключение договоров с предприятиями);
  • организация и проведение демонстрационного экзаменапопрофессиям /специальностям, в соответствии с перечнем ТОП-50 входящим вобласть подготовки МЦК.

В-шестых, необходимо организовать трансляцию лучших практик на всю систему среднего профессионального образования России.

  Комплекс мероприятий:

  • анализ хода и результатов апробации экспериментальных образовательных программ по  профессиям /специальностям среднего профессионального образования,  в соответствии с перечнем ТОП-50 входящим в  область подготовки МЦК;
  • разработка рекомендаций по реализации экспериментальных образовательных программ попрофессиям /специальностям ,в соответствии с перечнем ТОП-50 входящим вобласть подготовки МЦК:методики, технологии, оценочные инструменты и процедуры, индивидуальные траектории обучения и т.д.;
  • разработка и реализация механизмов трансляции лучших практик подготовки пообразовательным программам по профессиям и специальностям ,в соответствии с перечнем ТОП-50 входящим вобласть подготовки МЦК;
  • формирование банка экспериментальных образовательных программ (основных образовательных программ и программ профессионального обучения) попрофессиям /специальностям СПО, в соответствии с перечнем ТОП-50 входящим вобласть подготовки МЦК;
  • внедрение апробированных образовательных программ (основных образовательных программ и программ профессионального обучения) попрофессиям /специальностям ,в соответствии с перечнем ТОП-50 входящим вобласть подготовки МЦК, в учебном процессе МЦК;
  • организация повышения квалификации педагогических работников системы по вопросам подготовки кадров по  профессиям /специальностям среднего профессионального образования,  в соответствии с перечнем ТОП-50 входящим в  область подготовки МЦК,  в учебном процессе МЦК;
  • организация повышения квалификации руководящих работников системы по вопросам подготовки кадров попрофессиям /специальностям, в соответствии с перечнем ТОП-50 входящим вобласть подготовки МЦК, в учебном процессе МЦК;
  • организация обмена опытом образовательных организаций по вопросам подготовки кадров попрофессиям /специальностям, в соответствии с перечнем ТОП-50 входящим в область подготовки МЦК ( вебинары, семинары).

В-седьмых, необходимо осуществить организацию и проведение  локальных чемпионатов  по методике Ворлдскиллс.

  Мероприятия:

  • организация чемпионатов в рамках МЦК;
  • предоставление оборудования МЦК для проведения региональных, окружных и иных чемпионатов по стандартам Ворлдскиллс.

Созданный в ходе проекта уникальный практический опыт, отработанные и транслированные программы, методические материалы и технологии должны оказать существенную и долгосрочную методическую и ресурсную поддержку всей системе среднего профессионального образования  России в реализации подготовки кадров по ТОП-50 на международном уровне качества.

При этом трансляция МЦК новых программ и технологий на региональный уровень системы среднего профессионального образования России будет невозможной без опоры на лидирующих в региональных системах профобразования образовательных организаций – «ведущих колледжей», являющимися центрами сетевого взаимодействия с профильными образовательными организациями по определенным группам профессий ТОП-50 в рамках субъектов Российской Федерации.  Эту непростую задачу также предстоит решить в 2016 – 2017 годах и в последующий период до 2020 года в рамках «Мегапроекта ТОП-50».


(1) Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»

Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. №599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»

Указ Президента Российской Федерации от 16 апреля 2014 г. N 249 «О Национальном совете при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям»

План мероприятий ("дорожная карта") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки“ (распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2012 г. № 2620-р)

Перечень поручений Президента Российской Федерации по обеспечению неотложных задач социально-экономического развития Российской Федерации № Пр-1798 от 17 июля 2012 г.

Перечень поручений Президента Российской Федерации по итогам совещания по вопросам разработки профессиональных стандартов 9 декабря 2013 г. № Пр-3050 от 26.12.2013 г.

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2013 г. № 2108-р «Об утверждении перечня мероприятий по увеличению к 2020 году числа высококвалифицированных работников»

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 9 июля 2014 г. № 1250-р «Об утверждении плана мероприятий по обеспечению повышения производительности труда, создания и модернизации высокопроизводительных рабочих мест»

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 487-р «Об утверждении комплексного плана мероприятий по разработке профессиональных стандартов, их независимой профессионально-общественной экспертизе и применению на 2014 - 2016 годы»

(2) Стратегия развития системы подготовки рабочих кадров  и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации на период до 2020 года (одобрена  Коллегией Минобрнауки России  (протокол от 18 июля 2013 г. №ПК-5вн))

(3) Перечень поручений по реализации Послания Президента Федеральному Собранию от 4 декабря 2014 г. (от 5 декабря 2014 г. № Пр-2821)

Распоряжение Правительства Российской Федерации  от 03.03.2015 N 349-р  «Об утверждении комплекса мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования, на 2015 - 2020 годы»

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 5 марта 2015 г. № 366-р «Об утверждении плана мероприятий, направленных на популяризацию рабочих и инженерных профессий»

(4) Список 50 наиболее востребованных на рынке труда новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования, утвержденный  Приказом Минтруда России №831 от 02.11.2015

(5)Федеральный закон от 03.11.2006 N 174-ФЗ (в редакции от 29.12.2015) «Об автономных учреждениях»